Подготовка к ОГЭ по русскому языку для учащихся 9-го класса
При подготовке к экзамену по русскому языку 9-классники с помощью педагога повторяют и обобщают основные орфографические и пунктуационные правила, разбираются в грамматических и морфологических трудностях русского языка, учатся с лёгкостью писать сжатое изложение, находить в тексте аргументы для написания сочинения-рассуждения. Преподаватели разъясняют структуру экзаменационной работы по русскому языку и критерии её оценивания, учат правильно использовать время, отведённое на экзамен.
Также на занятиях уделяется время подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку, которое состоится в феврале и является обязательным условием допуска к экзаменам в 9-ом классе. Учащиеся в малых группах упражняются в пересказе научно-публицистических текстов, составлении монологов на возможные темы, узнают систему оценивания заданий. Такую подготовку сложно осуществить в условиях школы.
Регулярно выполняя тестовые задания, упражняясь в написании изложений и сочинений, учащиеся справятся с ОГЭ по русскому языку на «отлично».
Срок обучения:
9 месяцев, 35 занятий, 105 акад. часов
Режим обучения:
1 акад.час = 45 минут
Стоимость обучения:
Содержание курса
В программу курса входит повторение и изучение основных тем школьной программы по русскому языку: фонетика; фонетический анализ слова; лексика и фразеология; выразительность русской речи; морфология и орфография; синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения; выполнение тестовых заданий в формате ОГЭ.
Большое внимание уделяется подготовке к сжатому изложению по текстам разной тематики и сочинению в заданном формате - самым сложным заданиям экзамена.
Пособия
Структура
ОГЭ по русскому языку 2024 года состоит из трёх частей и включает в себя 13 заданий базового уровня сложности.
Часть 1 (задание 1) – сжатое изложение.
Часть 2 (задания 2 – 12) – задания с кратким ответом
- на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа,
- на выбор и запись номеров правильных ответов из перечня предложенных,
- на соответствие.
Часть 3 (альтернативное задание 13) – задание с развернутым ответом (сочинение), направленное на проверку умения создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Количество заданий по основным разделам курса русского языка
- Язык и речь – 2
- Текст – 1
- Система языка – 3
- Культура речи – 2
- Орфография – 2
- Пунктуация – 2
- Выразительность русской речи – 1
- Текст, культура черви, орфография, пунктуация – часть 1 и 3
Продолжительность ОГЭ по русскому языку составляет 235 минут (3 часа 55 мин).
На экзамене разрешается пользоваться орфографическим словарем.
Изменения в КИМ 2024 года по сравнению с 2023 годом
- В задании 1 уменьшено на 1 количество баллов по критерию ИК2 «Сжатие исходного текста»
- Изменена нумерация заданий: на синтаксический анализ словосочетания стало заданием 9, на пунктуационный анализ – заданием 5, на орфографический анализ – 6 заданием, задания по микротексту стали под номерами 10 - 12.
- Синтаксический анализ предложения выполняется по одному микротексту и состоит из двух заданий: определение грамматической основы (задание 2) и на синтаксический анализ структуры предложения (задание 3).
- Появились новые задания: в виде таблицы на пунктуационный анализ (задание 4); в виде предложений с пропусками букв на орфографический анализ (задание 7); на проверку владения грамматическими нормами современного русского литературного языка (задание 8).
- Уменьшено на 1 количество первичных баллов по следующим критериям: СК1, СК4 при проверке заданий 13.1, 13.2 и 13.3 и ФК1.
Полезная информация
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ.
В данном разделе представлена полезная информация, которая поможет вам при подготовке к ЕГЭ: статьи, анализы результатов ЕГЭ прошлых лет, советы, шпаргалки и многое другое.
Средства речевой выразительности
ТРОПЫ
Тропы – слова и выражения, используемые автором текста в переносном значении для более точной и яркой передачи своих мыслей и чувств.
Название тропа |
Что понимается под этим тропом |
Пример употребления этого тропа |
ЭПИТЕТ |
Это образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? и обычно выраженное именем прилагательным. |
Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. |
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ |
Одушевление неживых предметов, уподобление их человеку; наделение неодушевленных предметов действиями, свойственными человеку. |
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя: то как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя |
СРАВНЕНИЕ |
Сопоставление в тексте двух предметов или явлений, для того чтобы пояснить один из них при помощи другого. Чаще всего сравнения вводятся в предложение с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО. |
Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит. (Н.А. Некрасов) |
МЕТАФОРА |
Перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением. Метафору легко переделать в сравнение с помощью слов КАК, ВРОДЕ, ПОДОБНО. |
Пустых небес прозрачное стекло; Багровый костер заката. (И.А. Бунин) |
МЕТОНИМИЯ |
Иносказательное обозначение предмета речи, «переименование», замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь: |
Все флаги в гости будут к нам. |
|
а) название сосуда используется в значении того, что содержится в этом сосуде; |
Я три тарелки съел. Выпил всю бутылку. (И.А. Крылов) |
|
б) имя автора заменяет название его произведения; |
Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин) |
|
в) название места действия заменяет название людей, находящихся в этом месте; |
Ликует буйный Рим. (М.Ю. Лермонтов) |
|
г) деталь внешности или одежды употребляется вместо наименования человека. |
Серые шлемы с красной звездою белой ораве крикнули: «Стой!» (В.В. Маяковский) |
СИНЕКДОХА |
Разновидность метонимии, когда название части употребляется вместо названия целого или наоборот: |
|
|
а) единственное число употребляется вместо множественного; |
И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов) |
|
б) множественное число употребляется вместо единственного; |
Мы все глядим в Наполеоны. |
|
в) родовое понятие вместо видового; |
Ну что ж, садись, светило. (т.е. солнце) (В. Маяковский) |
|
г) видовое понятие вместо родового. |
Пуще всего береги копейку. (т.е. деньги) (Н.В. Гоголь) |
ГИПЕРБОЛА |
Излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. |
Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (В.В.Маяковский. В сто тысяч солнц закат пылал. (В.В. Маяковский) |
ЛИТОТА |
Чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. |
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А.С. Грибоедов) |
ИРОНИЯ |
Скрытая насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному. |
Отколе, умная, бредешь ты, голова? (Обращение к ослу в басне И.Крылова). |
ПЕРИФРАЗА |
Замена названия предмета или явления описанием его отличительных признаков или указанием на характерные черты. Используется для того, чтобы избежать речевого повтора. |
Царь зверей (вместо лев). |
Фигуры речи
Фигуры речи особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность.
Название фигуры речи |
Что понимается под этой |
Пример употребления этой фигуры речи в художественном тексте |
АНТИТЕЗА |
Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Антитеза часто создается с помощью антонимов. |
Ты и убогая, //Ты и обильная, //Ты и могучая, //Ты и бессильная, |
ИНВЕРСИЯ |
Обратный порядок слов. |
Досадно было, боя ждали. |
ГРАДАЦИЯ
|
Расположение слов или выра-жений по нарастанию или убыванию их значения (смыс-лового или эмоционального). |
Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. |
а) ВОСХОДЯЩАЯ |
Цепь понятий или определений с постепенным возрастанием значимости. |
Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагаются из света и тени. (Л. Толстой) |
б) НИСХОДЯЩАЯ |
Цепь понятий или определений с постепенным убыванием значимости. |
Все грани чувств, все грани правды Стёрты в мирах, в годах, в часах. |
ОКСЮМОРОН |
Контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу. |
Мертвые души, живой труп, грустная радость, сладкая горечь воспоминаний. |
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ |
Намеренное нарушение границ предложения; разделение одно-го предложения с помощью точек на несколько частей – две и более. |
А все Кузнецкий мост и вечные французы.... Губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! (А.С. Грибоедов) |
АНАФОРА |
Единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз. |
Жди меня, и я вернусь. |
ЭПИФОРА |
Повторение одних и тех же слов или фраз в конце нескольких рядом стоящих конструкций. |
Я не знаю, где граница |
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС |
Вопрос, который ставится не с целью получения ответа, а для того, чтобы привлечь внимание к тому или иному явлению. Вопрос, на который не ожидается ответа. |
Что день грядущий нам готовит? |
РИТОРИЧЕСКОЕ |
Эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевленным объектам. |
Люди мира, бережно относитесь к природе! |
ЭЛЛИПСИС |
Пропуск сказуемого, придающий речи динамизм. |
Мы села – в пепел, грады – в прах. |
ЛЕКСИЧЕСКИЙ |
Намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания для усиления эмоциональности, выразительности высказывания. |
Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака! |
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ |
Форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы. |
Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно. |
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ |
Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения. |
Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской |
ОДНОРОДНЫЕ |
Перечисляемые действия, предметы, признаки. |
Были это веселые, сильные и смелые люди! (М. Горький) |
Отзывы
Супер. Обожала нашего преподавателя, лучший учитель, которого я встречала.
У меня был очень добрый и понимающий преподаватель, который очень ответственно относился к своей работе, был очень мудрым и терпеливым человеком. Буду очень скучать ♥
Елена Алексеевна старалась каждому уделить определённое количество времени, готова была ответить на любой вопрос и помочь в чем-то разобраться в любое время. Всегда по-доброму относилась к каждому ученику